Кто царь горы или поза Архимеда?
Каждый руководитель, бизнесмен не против, а очень даже «за» найти такую точку опоры, которая помогла бы ему перевернуть мир. «На худой конец» сделать свой бизнес стабильным и процветающим. Только нашим современникам, вставшим на тропу производства, торговли, оказания услуг, гораздо сложнее, чем Архимеду. Им, в самом деле, приходится делать ставку «на главное».
Тут-то и подстерегает их разнообразие вариантов, — за какую ниточку управления потянуть… Существует около 50-ти различных подходов к управлению с акцентом на каком-то конкретном инструменте или составляющей менеджмента. Кто-то самым главным считает снижение уровня затрат, кто-то повышение качества, один верит в профессионализм своей команды, другой предпочитает «опираться» на современное оборудование, третий ломает голову о мотивации сотрудников, четвертый грезит о создании собственных брендов. Учет и контроль, бюджетирование, стратегическое планирование, интегрированный маркетинг, клиентинг, автоматизированные системы управления, нормирование и анализ операций, управление проектами и пр. и пр. Ниточек много, как колокольных языков на звоннице.
Многие задумываются о о разработке стратегии развития предприятия. Драматичность этой ситуации состоит еще и в том, что каждый подход к повышению эффективности деятельности организации в лице его сторонников внутри предприятия стремиться занять лидирующее положение. Финансисты «душат» маркетологов, производственники конструкторов, сбыт не слушает сервис, сильная бухгалтерия способна практически парализовать деятельность коммерсантов, а коммерсанты в свою очередь «организовать» такой «залет», из которого можно и не выбраться.
Управление — это «большой баланс»
Потребность в согласованности и целостности организации при ее результативности, заставляет думать руководителя о том, в каком порядке, как двигать управленческие рычаги, как существующие противоречия между группировками специалистов направлять на развитие, чтобы предприятие не заваливалось с бока на бок. То «дебиторка» пухнет, то «народ уходит», то продажи «стоят», то поставщики шантажируют, то родное государство придумало что-то дополнительно «пролицензировать»…
Самое-самое главное в управлении — сбалансировать существующие в организации системы и процессы, интересы людей и их компетентность.
В отличии от бухгалтерского баланса, в котором план счетов вполне обозрим и конечен, управленческий баланс всегда стремиться к бесконечности. Посчитано, что среднестатистический руководитель в течение месяца включен как участник в не менее, чем 1000 ситуаций, требующих от него каких-то действий, решений. Следует иметь в виду, что каждая ситуация содержит от 10 до 50 важных параметров, которые следует учитывать. Бедный руководитель!
Равновесие хорошо проработано в физике, а в практике управления сплошь и рядом оказывается, что руководитель не справляется со своим управленческим балансом и «залипает» на чем-то одном. Последствия такого однобокого взгляда на свою организацию бывают разными. Быстрыми и фатальными (как при отравлении), когда руководитель «забывает» о своих ключевых сотрудниках, медленными, но не менее неприятными (как при последствиях от курения), когда руководитель «запрещает» какое-либо слово: маркетинг, корпоративная культура, управление персоналом или наоборот «носится» с чем — то одним: прибылью, объемами, строительством нового офиса и др.
Как же руководителю стать дирижером сложного и большого оркестра, в котором барабаны не мешают скрипкам? Как удержать в голове и адекватно свернуть до реальных приоритетов управленческий баланс?
Когда происходит самое главное или жизнь состоит из мелочей?
Если попросить руководителя вспомнить самое важное, что происходит в жизни его организации, то он начнет называть различные события. Вот тогда мы начали торговать новым товаром, а тогда запустили новое оборудование, открыли магазин, провели большую рекламную кампанию, получили статус официального дистрибьютора, да вот еще была у нас грандиозная проверка и т. п. А что было между этими событиями? Текущая работа. Изо дня в день. Будни.
Самое главное происходит каждый день в текущем оперативном управлении. Именно «здесь и сейчас» каждый сотрудник организации совершает маленькие трудовые подвиги и незаметные ошибки. Именно в ежедневном потоке дел руководитель и реализует себя как дирижера своего «оркестра». Кстати, известно, что профессия дирижера — одна из самых полезных для здоровья. Гармония музыки, возникающая как результат его управления музыкантами, наполняет дирижера энергией и удовлетворением. В пику этому распространено мнение, что профессия управленца одна из самых стрессогенных. Неужели для руководителя нереально осуществить гармоничное управление?
Каждый день испытывает руководителя на прочность, требует от него самых разнообразных действий, многие из которых не доставляют ему радости и удовольствия. Когда спрашиваешь руководителя о том, что его больше всего «добивает» — лидером ответов становится «текучка».
Когда хвост машет собакой, или текучка
«Текучка» — не строгий термин из книжек, это из жизни. Она «заедает», не дает подумать о важном, срывает намеченные планы, «сдвигает» встречи, мешает заниматься спортом, задерживает на работе допоздна. Руководитель видит, что и как нужно сделать в своем «оркестре», но разводит руками, — не получается, не успеваю. Многие мирятся с текучкой как с неизбежным злом. Такова, мол, судьба...
Вам может понравится прочитать и эти материалы