Пример расчета премии. Расчет годовой и квартальной премии. Анализ финансово-экономической модели | Ключевые решения

Премии работникам предприятия: пример расчета

Авторы:Владислав Пинчук, консультант по управлению и финансам компании "Ключевые решения". Артем Вайгин, бизнес-аналитик.

Самый специфический ресурс в любом бизнесе — это человеческий ресурс: при всем многообразии профессиональных и личных характеристик, человек не будет приносить пользу бизнесу до тех пор, пока он не видит личной, субъективной, мотивации к труду. Для того, чтобы в сознании человека сформировалось желание работать, в компании должна быть правильно построена система мотивации, в том числе материальное стимулирование. Читайте далее про расчет годовой и квартальной премии, показатели для расчета премии по KPI на примере сотрудников отдела маркетинга, а также описание различных типов показателей, используемых для расчета и проведения анализа финансово-экономической модели предприятия.

пример расчета премии

Можно сгруппировать все премии, выплачиваемые сотрудникам, на условные 2 группы:

  1. Премии, которые предусмотрены системой оплаты труда на основании конкретных показателей (KPI) и условий премирования, разработанных в компании.

    Такие премии — часть материального стимулирования работников, они обладают стимулирующим характером. Выплачиваются с периодичностью (ежемесячная, годовая, квартальная и др.) и обычно устанавливаются в определенном размере.
  2. Разовые премии, которые не входят в систему оплаты труда.

    Выплачиваются сотруднику за определенные достижения, многолетнюю добросовестную работу, выполнение срочного и важного задания или к знаменательным событиям (например, к юбилеям и профессиональным праздникам).

В этой статье речь пойдет о первой группе и различных способах их расчета премий на примере «специалиста по маркетингу».

Бюджет премий и показатели эффективности

Бюджет премии формируется из специального фонда стимулирования. Фонд стимулирования может быть сформирован следующими способами:

  1. Процент от показателя (выручка, чистая прибыль и т.д.)
  2. Процент от оклада

Также необходимо определиться с показателями эффективности. Очень важно правильно определить этот показатель для сотрудника. Это достаточно сложный и кропотливый процесс, и порой неправильно подобранный показатель, может обернуться большими потерями для Вашего бизнеса. На что обращать внимание при выборе показателя и как правильно это сделать? На этот и другие вопросы вам могут помочь наши сборники: «Сборник KPI» и «Сборник KPI 2 - Пирамида результативности».

Для примера проведем расчеты двух возможных показателей для отдела маркетинга. Первый - «Доля дохода от новых потребителей» и второй – «Расходы по маркетингу на 1 чек».

ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ РАСЧЕТА ПРЕМИИ

В начале определимся с типом показателя (прямой или обратный). Прямой – это показатель, который находится в прямой зависимости от привязанного результата, то есть чем выше показатель, тем выше премия. Обратный – показатель при котором чем ниже результат, тем выше премия.

Очевидно, что для нашего примера прямым будет является - «доля дохода от новых потребителей», а обратным - «Расходы по маркетингу на один чек».

ВЕСА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Затем необходимо определиться с весами показателей. Больший вес присваивается более важному показателю. Важно, чтобы сумма весов была равна 100%. Например, вес показателя «Доля дохода от новых потребителей» будет равен 60%, а «Расходы по маркетингу на 1 чек» - 40%.

Определяем нормативное и фактическое значение показателя. Нормативное значение – это плановый результат выполнения KPI. Фактическое значение – значение показателя за конкретный период.

ЛИНИИ ОТСЕЧЕНИЯ

Также необходимо определить линии отсечения. Нижняя линия отсечения – это такой процент выполнения KPI, ниже которого премия не выплачивается. Верхняя линия отсечения – это такой процент, выше которого премия не растет. Допустим если показатель выполнен на 30% а нижняя линия отсечения 70% то премия не начисляется. Если показатель выполнен на 130% а верхняя линия 120% то премия будет равняться 120%.

Для нашего показателя «Доля дохода от новых клиентов», эти значения будут равны 50% и 110% соответственно. А для показателя «Расходы по маркетингу на один чек» 85% и 110%.

В общем виде, данные по расчету премии можно свести в таблицу. Исходя из того, что бюджет премии формируется из показателя выручки. Итог будет выглядеть так:

из каких показателей состоит формула расчета премии

ФОРМУЛЫ И РАСЧЕТЫ

Формулу для показателей с прямой зависимостью, можно изобразить так:

пример расчета квартальных премий

ПР – премия за KPI

БП – бюджет премии

Факт. – фактическое выполнение KPI

План. – плановое значение выполнения KPI

r – удельный вес показателя

расчет годовой премии пример

ПР – премия за KPI

БП – бюджет премии

Факт. – фактическое выполнение KPI

План. – плановое значение выполнения KPI

r – удельный вес показателя

Читайте также подробнее: Формулы расчета премий сотрудников.

Пример расчета квартальных премий и годового бонуса

Расчет квартальных KPI и годового бонуса, как правило, происходит таким же образом, только следует помнить, что веса (r) квартальных KPI должны быть подсчитаны вместе с месячными и в сумме давать 100%, а сумма весов годового бонуса рассчитывается отдельно. Однако если годовых KPI больше чем 1, то сумма весов должны быть 100%.

В нашем калькуляторе квартальные KPI считаются на вкладках: март, июнь и сентябрь, а годовой в декабре.

Также полезным инструментом может стать «дашборд». На котором видна вся аналитика по сотруднику за год.

премии работникам предприятия за год
Рис. Калькулятор KPI для расчета премии, важные показатели для расчета премии. Дашборд сотрудника

МОТИВАЦИЯ

Помимо материального стимулирования не следует забывать и о других способах воздействия на персонал. Человеку, порой, недостаточно просто заплатить и получить от него требуемый результат. В этом и кроется вся сложность и вся прелесть работы с людьми. Каждый отдел, цех и даже каждый отдельный сотрудник требует индивидуальной системы мотивации.

анализ финансово экономической модели мотивация

Чтобы не проводить все расчеты вручную, или со сложными программными продуктами, мы предлагаем готовое решение «Калькулятор KPI», который требует минимальных настроек и посчитает все необходимое за считанные секунды.

Вам может понравится прочитать и эти материалы

Андрей Гусаковский, управляющий партнер и основатель компании «Ключевые решения».
Владимир Никитин, партнер, руководитель направления «Корпоративные финансы».

Мы используем cookies, чтобы вам было удобно. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой в отношении использования cookie-файлов на наших порталах и даёте согласие на их использование.

подробнее..