Разработка стратегии развития банка. Анализ стратегии развития банка с реализацией | Ключевые решения

Разработка стратегии развития банка

#Стратегия развития регионального банка# Отчет об исполнении стратегии развития банка# Изучение стратегии развития банка

Пример реального кейса по разработке стратегии развития, выполненной консультантами компании "Ключевые решения" для российского банка.

1. Запрос на консультирование – получение и содержание

В начале 2011 года заместитель генерального директора компании «Автобан» обратился в консалтинговую компанию «Ключевые решения» с запросом на разработку стратегии развития банка.

Первоначальный запрос заключался в том, что банку нужна была стратегия для формального предоставления в Центробанк (в банке произошла смена акционеров, пришла новая команда). Стратегия необходимо было разработать в жёсткие сроки - за 3 месяца с момента обращения.

2. Уточнение контракта на анализ и разработку стратегии банка

В рамках контактов с представителем Заказчика запрос трансформировался в проект по созданию эффективной деловой стратегии банка, содержащей новизну и конкурентное преимущество, реалистичную, «привязанную» по ресурсам, гибкую, простую и понятную для руководителей разных уровней Банка.

Цель проекта: Организовать процесс стратегического планирования.

Основные задачи, поставленные перед консультантом:

  1. Сформировать видение собственника, как основу для постановки стратегических задач развития перед топ-менеджментом Банка.
  2. Собрать стратегические «инициативы» - предложения по развитию от верхнего и линейного руководства.
  3. Провести рыночную и финансовую аналитику и разработать экономическую модель для обоснования выбранного варианта (сценария) позиционирования Банка.
  4. Организовать разработку бизнес-стратегии и оформление стратегических выборов в форматы: стратегия развития, стратегические программы.
  5. Разработать стратегический план: перечень задач в направлениях маркетинговой, организационной, информационной, финансовой и других функциональных политиках Банка.
  6. Организация кросс-функциональных групп для разработки стратегии, новых продуктовых предложений коммерческого Банка.

3. Контракт на консультирование по разработке стратегии банка

Содержание работы

В соответствии с поставленными задачами был сформирован комплекс консультационных работ, включающий в себя несколько этапов по созданию стратегии развития бизнеса коммерческого банка:

Этап 1. Уточнение Видения собственников и подготовка стратегов

  • Составление список лиц.
  • Проведение обучения.
  • Уточнение Видения собственника.
  • Сбор базовых выборов для стратегов.

Этап 2. Сбор данных и анализ факторов, влияющих на бизнес-модель банка

  • Сбор и анализ рыночной информации.
  • Проведение факторного анализа собранных данных.
  • Разработка финансово-экономической модели компании.

Этап 3. Проведение стратегической сессии и разработка документа «Стратегия развития банка»

  • Подготовка проектных сессий.
  • Проведение цикла проектных сессий по разработке корпоративной стратегии Банка.
  • Формирование стратегических документов компании.

Этап 4. Разработка планов по реализации стратегии развития банка

  • Разработка актуализированных планов по реализации стратегии.
  • Разработка долгосрочных стратегических программ.

Предполагаемый результат

  1. Наличие видения собственника.
  2. Наличие экономической модели банка с учетом анализа рисков и влияния различных факторов.
  3. Наличие формализованной деловой стратегии Банка, с четкими стратегическими выборами приоритетов развития на ближайшие три года и системы задач на год, с привязкой к реальным ресурсам и рыночной среде.
  4. Наличие стратегического процесса и организованных в рамках данного процесса стратегов.

Ответственность сторон

При работе со стратегией развития коммерческих банков ответственность всегда закрепляется в договоре.

Ответственность консультантов по договору была следующей:

  • Исполнитель принял на себя ответственность за качество предоставляемых консультаций (используемых методов, предлагаемых решений, и т.п.) в размере получаемого гонорара.
  • Исполнитель обязался не предлагать трудоустройство в компании третьих лиц и не принимать на работу сотрудников Заказчика.
  • Исполнитель обязался принимать все необходимые разумные меры, чтобы предотвратить разглашение третьим лицам технической, финансовой, коммерческой и иной информации, связанной с консультационными работами, которая является конфиденциальной.

Ответственность заказчика:

  • Заказчик принял на себя ответственность за исполнительскую дисциплину сотрудников компании, принимающих участие в консультационных работах; предоставление полных и достоверных данных об организации.
  • Заказчик обязался не предлагать трудоустройство и не принимать на работу сотрудников Исполнителя.
  • Исполнитель обязался принимать все необходимые разумные меры, чтобы предотвратить разглашение третьим лицам технической, финансовой, коммерческой и иной информации, связанной с консультационными работами, которая является конфиденциальной.

Критерии оценки результата

Исполнитель осуществляет вклад в достижение поставленных Заказчиком целей и задач. Тем самым положительный результат - это наличие видения собственника, наличие экономической модели банка, наличие формализованной деловой стратегии, запущенный стратегический процесс. Именно эти составляющие в течение срока консультирования и выполнение плана (программы) должны были характеризовать качество и результативность работ Исполнителя.

4. Диагностика: максимально полное описание состояния банка

История банка

Компания Заказчика - ОАО «СИББИЗНЕСБАНК» - является одним из первых банков, открытых в 1993 г. - эпоху становления российской банковской системы. Исторически являясь Сибирским, Банк входил в пятерку самых устойчивых и динамично развивающихся кредитных организаций Тюменской области. ОАО «СИББИЗНЕСБАНК» средний региональный банк, головной офис расположен в г. Сургут (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) имеет в своем составе три филиала в следующих городах: Омск, Тюмень, Москва.

Основной акционер банка – ОАО «Дорожно-строительная компания «Автобан», занимающий лидирующие позиции в дорожном строительстве. На данный момент реорганизован в форме присоединения к ООО «Экспобанк».

Технология работы банка

Для корпоративного клиента как правило, это:

  1. классический набор услуг РКО;
  2. дистанционное РКО - система «Банк-Клиент»;
  3. предоставление услуги «инкассации ценностей» с гибким графиком работы и возможностью выполнения индивидуальных, разовых заказов клиентов;
  4. система услуг персонального менеджмента при корпоративном обслуживании компании и ее топ-менеджеров;
  5. система финансово-информационного консалтинга;
  6. различные формы финансирования бизнеса клиента:
    - классические формы кредитования (разовый кредит, кредитная линия, овердрафт, кредит с бланковым периодом)
    - операции с собственными векселями банка
    - лизинговые услуги
    - факторинговые услуги
  7. различные формы депозитных продуктов с целью максимизации доходов и различными способами выплаты процентов.

Для розничного клиента, как правило, это:

  1. классический набор услуг РКО, предоставленных с учетом системы ценностей разных ЦКГ:
    - по приемлемой стоимости;
    - в удобном месте и\или форме;
    - времени (удлиненный операционный день или работа в офисе в выходные дни);
    - совмещения нескольких из вышеуказанных групп (например, дистанционное РКО – система «Интернет-банк» и работа через сайт банка).
  2. классические кредитные продукты:
    - с учетом различных источников доходов;
    - не целевого характера;
    - ломбардное кредитование;
    - в суммах более, чем есть у федеральных банков на аналогичные продукты;
    - возможностью корректировки одного или нескольких иных, важных для конкретных групп клиентов, параметров кредитных программ банков – конкурентов.
  3. классические депозитные продукты:
    - с целью максимизации доходов клиентов;
    - с различными способами выплаты процентов.

Структура и система управления банком

Структура и система управления традиционная для банков. Во главе банка Правление, дальше руководители Департаментов:

  • Организация и обеспечение деятельности

  • Развитие клиентского бизнеса
  • Бухгалтерия
  • Финансы
  • Регионального бизнеса
  • Банковских услуг
  • Квалификация
  • Развитие
  • Управления

Называемые проблемы в банке

  • Слабость бренда Банка;
  • Очень слабая маркетинговая политика;
  • Размытое понимание Клиента;
  • Слабый корпоративный дух и корпоративная культура;
  • Недостаточная квалификация среднего управленческого персонала;
  • Неэффективная (по географии и результатам) региональная сеть;
  • Отсутствие системного подхода и не четко организованные производственные процессы как результат слабой методологии;
  • Слабо используемый потенциал по автоматизации и информатизации всех процессов;
  • Слабая система функциональных коммуникаций и взаимодействия между ГО и Филиалами.

5. Содержание работы по созданию стратегии развития банка

В ходе проекта подготовки стратегии развития коммерческого банка были выполнены следующие работы:

анализ стратегии развития банка

6. Итоги работы. Анализ стратегии развития банка

Результатом проекта стало обретение сильной деловой бизнес-концепции плюс набора реальных действий, которые должен привести Банк к созданию реального конкурентного преимущества, способного сохраняться на длительную перспективу с целью максимизации ценностей:

  • наличие структурированного Видения собственником перспектив развития ОАО «Сиббизнесбанк» на перспективу более 5 лет, как основы для постановки стратегических целей и задач;
  • наличие финансово-экономической модели Банка, предназначенной для быстрого и взвешенного принятия решений в условиях выбора альтернатив;
  • наличие сфокусированной на приоритетах, реализуемой стратегии Банка;
  • стратегия развития ОАО «Сиббизнесбанк» для представления в Банк России;
  • сформированные планы-графики и долгосрочные программы (план, бюджет) реализации стратегии развития ОАО «Сиббизнесбанк».

Отзыв Заказчика о разработанной стратегии развития банка

Проект был закончен в срок с достаточным уровнем качества (стратегия была принята в ГУ ЦБ). Однако, от Заказчика поступили замечания следующего характера: по мнению Заказчика, руководители банка самостоятельно выполнили работу на 80%. Данное замечание отлично характеризует характер взаимодействия консультанта и представителей управленческой команды банка по типу «мастер не оставляет следов». Встречные аргументы были услышаны Заказчиком, клиентские отношения не пострадали, сотрудничество продолжилось.
Бывший Председатель Правления И.А. Бобков

Мы используем cookies, чтобы вам было удобно. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой в отношении использования cookie-файлов на наших порталах и даёте согласие на их использование.

подробнее..