4 современных мифа о бизнес-обучении

4 современных мифа о бизнес-обучении

– Наша компания начала заниматься бизнес-образованием с 2003 года, и в течение всего этого времени мы наблюдаем, как обучающие компании пытаются предложить клиентам что-то новое, новые темы, новые форматы, новые подходы в обучении.

Однако совсем уж резкий перелом в традиционном бизнес-обучении начал происходить одновременно с развитием сети Интернет.

Основную причину перелома рынка, с нашей точки зрения, можно назвать так: умерло «чудо обучения». Что это означает?

Раньше преподаватель имел в своем распоряжении больше знаний, чем обучающиеся, пройдя соответствующую подготовку, прочитав предварительно специальную литературу на заданную тему.

Теперь же практически любая теоретическая информация находится в минутной доступности, достаточно лишь «погуглить». То есть информация как таковая вполне доступна каждому желающему. Поэтому и снизилось доверие к традиционному обучению.

Тут на первый план выходит прямой конкурент традиционного обучения – бенчмаркинг. Бенчмаркинг как инструмент управления, с точки зрения многих экспертов, стоит на втором месте по эффективности после стратегии. Это когда подсмотрели лучшие практики, адаптировали для себя и внедрили.

Итак, вот распространенные современные мифы о бизнес-обучении.


1. Миф о том, что 2-3 дневные тренинги – наше всё

Традиционно популярна на тренинговом рынке вечная триада: Лидерство-Переговоры-Продажи. Беспроигрышный вариант линейки тренера. Те, кто проводит такие тренинги сейчас, очень востребованы.

Проблема такого типа обучения состоит в том, что краткосрочные тренинги не способны сформировать у участников устойчивых системных навыков. Хорошо, если один-два приема будут подхвачены и использованы впоследствии. Это примерно как болеутоляющее, острота боли снизилась, но проблема не решена.


2. Миф об МВА как эффективном для компании формате обучения

Многие собственники задаются вопросом: как обучить компанию? И иногда принимают решение: надо послать на МВА руководителей (сами собственники уже, как правило, отучились).

Топ-менеджеры (которые не обязательно лояльны) имеют цели, часто очень далекие от целей собственников и компании: завести полезные знакомства, повысить свою стоимость на рынке, возможно, выбрать более достойное место работы. Компании от достижения этих субъективных целей в лучшем случае «ни холодно, ни жарко».

Кроме того, МВА создает разрыв в общем языке между топами и средним управленческим звеном. Впоследствии эти же топ-менеджеры пытаются возникший разрыв перекрыть краткосрочными тренингами (о которых уже было сказано).


3. Миф о краткосрочных открытых семинарах как способе построения новых управленческих систем

И мы, и наши коллеги на рынке в последние 2 года заметили тенденцию, что краткосрочные открытые семинары перестали пользоваться былой популярностью.

Изначально мотивация их посещения была такова: получить знания, чтобы внедрить у себя новые системы. Но в конечном итоге всем стало понятно, что этот результат почти никогда не достигается.

Причина в том, что для внедрения новой управленческой системы должен сформироваться общий понятийный аппарат у всех участников внедрения. Открытые семинары такого эффекта не дают.

В последнее время всё чаще сталкиваемся с восприятием участниками краткосрочных открытых семинаров как отдыха, «семинаров выходного дня». Некоторые ходят на открытые семинары, чтобы познакомиться, сориентироваться в постоянно пополняющемся потоке бизнес-трендов и инструментов.

Если просуммировать всё сказанное, то прямая практическая польза, на которую рассчитывают собственники, инвестируя в обучение сотрудников, от таких программ в последнее время становится неочевидна.


4. Миф о пользе проведения корпоративных модульных программ

Некоторые компании делают это на вполне серьезном и профессиональном уровне. После оценки компетентности персонала и составления модели компетентности, руководитель HR-службы компании определяет дефициты зоны развития и формирует программы их восполнения.

Но для такого подхода нужна продвинутая система управления персоналом в компании. И обязательно связь с общей стратегией компании (если стратегия в принципе имеется). Если нет связи со стратегией – это очень дорогое и малоэффективное, в конечном счете, удовольствие.


Изменение концепции бизнес-обучения

Сейчас мы наблюдаем тенденцию к покупке готового образовательного продукта, в том числе стандартизированного обучения в режиме онлайн. Если проводить аналогии, можно сравнить такое обучение с походом в ресторан или кафе. Может быть дорого и вкусно. Или дорого и невкусно. Или дешево. В любом случае, личные гастрономические пристрастия никто учитывать не станет. Это возможно только на собственной «кухне обучения». И речь не обязательно идет о корпоративном университете.

Наше понимание эффективного развития компании состоит в том, что сейчас, когда можно добыть практически любую информацию в Сети, знания нужно порождать внутри компании.

Знания – это информация, которую можно применять в типовых ситуациях в данной компании (компетентность).

Производство собственных знаний начинается с понимания, что обучение должно быть инвестиционным, а не затратным. В кризисе, как бы странно для многих это ни звучало, надо инвестировать в обучение. Но в продуманное и эффективное.

Вот наша концепция «нового» обучения.

skhema_aleksandra_kulizhskogo[1].jpg

На этой схеме поставщики 1, 2, 3, 4, 5 – это обучающие компании, бизнес-школы, консалтинговые компании, предоставляющие обучение.

Компания сама должна быть источником создания новых знаний. Это близко к креативу и инновациям, конструированию новых технологий в области управления собственной эффективностью. А обучающие компании в этой системе – это поставщики компонентов для создания этого нового знания в собственной системе обучения компании.

Новые открытые семинары – это не семинары выходного дня, а бенчмаркинговые семинары, основная задача которых рассказать про реальные практики других компаний. Эти реальные практики, которые мы вместе с нашими клиентами разрабатывали, внедряли, получали результаты. Обмен такой информацией не равноценен академическому кейс-стади. Бенчмаркинг – практичнее и быстрее.

Второй тип открытых семинаров, эффективных на данный момент – это экспертные семинары, на которых эксперты-практики в некой узкой области дают готовые отраслевые решения.


Резюме

Если подытожить все сказанное, наше мнение: в настоящее время многие традиционные формы бизнес-обучения постепенно отмирают, система бизнес-образования должна реформироваться, чтобы удовлетворять спрос со стороны заказчика, который готов инвестировать средства в собственное развитие, но только при условии, что окупаемость инвестиций будет достаточно высока.


Статья опубликована на сайте probusiness.io.


Мы используем cookies, чтобы вам было удобно. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой в отношении использования cookie-файлов на наших порталах и даёте согласие на их использование.

подробнее..