Энергия роста, или Зачем и как учить руководителей?

Энергия роста, или Зачем и как учить руководителей?



Если считаете образование чрезмерно дорогостоящим — попробуйте, во сколько обойдется невежество. ЗАКОН БОКА

Не секрет, что в эпоху, когда «космические корабли бороздят просторы Вселенной», фокус внимания руководителей предприятий смещается с материальных ресурсов на человеческие. Главным становиться персонал, его таланты, мотивация, квалификация, инициатива. Без квалифицированных специалистов и инициативных руководителей немыслим успех ни одного предприятия. Поскольку талантливых и способных работников на всех не хватает, вопрос упирается в правильное обучение, подготовку и даже тренировку. Руководству предприятия важно сориентироваться в существующих предложениях бизнес-обучения и выбрать для себя наиболее подходящие программы и методы.

Необходимость постоянного обучения и переквалификации специалистов на большинстве предприятий, будь то проектно-строительный институт или крупный завод, под сомнение не ставится. Отдел кадров разрабатывает программы, руководство выделяет деньги, и… квалификация работников растет. Что же касается «выращивания» эффективных руководителей, способных грамотно управлять отделами, участками, новыми направлениями, то в их отношении нередок подход «сам себе режиссер». Суть его заключается в том, что «если человек способный (а зачем нам другие?), то пусть работает и сам научится всему, что необходимо». Знания, так сказать, придут с опытом.
 
Действительно, практика показывает, что самостоятельный прирост эффективности на 5-10% характерен для всех способных сотрудников. Однако он сопровождается немалым количеством ошибок, которые дорого обходятся предприятию. При этом рост в 2 — 3 раза (200-300%) возможен только с помощью внедрения комплексных систем обучения.
 
Вторым довольно распространенным подходом к формированию компетентных руководителей является «охота за головами», или «нам нет смысла тратить деньги и время на обучение, мы лучше изначально будет брать на работу только профессионалов». Подход неоднократно доказал свою эффективность, согласно российским и зарубежным исследованиям именно приход нового руководства со свежими идеями и взглядами приводил к серьезным изменениям и развитию компании. Но тут есть несколько но! Первое, и основное — а где их найти, сильных руководителей? Такие люди без дела не сидят. Второе, если переманивать их из другой компании, необходимо создать более привлекательные условия, чем у конкурентов. И вряд ли действительно талантливый руководитель пойдет в компанию, которая не заботится об обучении своих людей. И третье, приход чужаков может повлиять не самым лучшим образом на сплоченность и лояльность коллектива.
 
Наконец, большинство успешных компаний сегодня уже не надо убеждать, что расходы на обучение — это инвестиции, а не издержки. Стратегия «выращивание руководителей изнутри» позволяет подготовить таких специалистов и руководителей, которые соответствуют целям предприятия, хорошо ориентируются в его специфике и пользуются авторитетом в коллективе. Помимо того — обучить способного сотрудника гораздо дешевле, чем увольнять и искать нового, уже готового профессионала. Таким образом, готовится кадровый резерв на случай ухода кого-либо из ключевых руководителей, повышается мотивация и лояльность сотрудников к компании.
 
Допустим, на вопрос «растить или привлекать» вы уже ответили в пользу «растить». Но как обучать сотрудников таким образом, чтобы специалист, который дорос до высокого уровня квалификации, захотел и, главное, смог стать руководителем, взяв на себя ответственность за участок работ? Как помочь руководителю со стажем своевременно узнать и освоить новые управленческие технологии, уловить тенденции на рынке и произвести необходимые изменения в компании?
 
Опрос, проведенный среди руководителей белорусских предприятий, показал, что формула «выращивания» эффективного руководителя выглядит следующим образом: Наставничество + ротация + постоянное обучение = успешный руководитель, где ротация — это перемещение специалиста на различные участки работ или проекты.
 
Ответственность за разработку системы наставничества и кадрового движения (ротации) внутри предприятия традиционно лежит в области ответственности директора по кадрам и социальным вопросам. Это круг вопросов, который решается внутри организации. А вот качественное обучение, предполагающее знакомство с новыми подходами, методами, идеями, невозможно только за счет внутреннего накопления и обмена опытом. Для эффективного обучения будущих руководителей необходимо привлечение внешних экспертов, преподавателей, консультантов.
 
Какой способ обучения является наиболее эффективным? Как в сегодняшнем потоке информации выбрать именно те формы и темы, которые дадут максимальную отдачу для предприятия? Это прежде всего зависит от тех целей, которые вы ставите перед собой и непосредственно обучением персонала.
 
Практические семинары наиболее подходят, когда стоит задача быстро (за несколько дней) изучить какую-то определенную тему, познакомится с новой областью, например, Управление Качеством, Логистика, Управление проектами. Эта форма обучения очень популярна среди руководителей, поскольку позволяет быстро получить необходимый набор знаний и практических навыков, обменяться опытом с коллегами. Очень эффективен этот формат и при обучении технических специалистов, бухгалтеров. В последнее время усиливается тенденция привлечения практиков, руководителей успешных компаний и подразделений к проведению таких семинаров, что позволяет обучающимся не только получить теоретические знания в определенной области, но и проверенные в условиях белорусской экономики рецепты решения тех или иных проблем.
 
Особую категорию краткосрочного обучения составляют тренинги. Они направлены на формирование и отработку практических навыков. Во время таких тренингов дается минимум теоретических знаний, а до 90% времени уделяется отработке конкретных упражнений и ролевых ситуаций, направленных на формирование нового поведения.
 
Бесспорным лидером в данной категории являются тренинги в области продаж: телефонные переговоры, искусство презентации, работа с возражениями, поддержание взаимоотношений с клиентами и другие. По результатам проведенного среди московских и санкт-петербургских компаний исследования, обучение в области продаж проводится в 60% компаний.
 
Последние несколько лет все большую популярность набирают тренинги команды. Они являются хорошим средством для улучшения командного взаимодействия и отношений внутри коллектива, профилактики конфликтов. Также проводятся такие тренинги перед началом крупных проектов, при внедрении изменений и новшеств.
 
Курсы — это продленное обучение, которое может длится до полугода с регулярными занятиями по нескольку раз в неделю или месяц. Такое обучение позволяет более глубоко погрузиться в тематику, освоить большой объем теоретического материала, проверить и закрепить на практике получаемые знания. Особенно полезна данная форма обучения для руководителей, которые осваивают новые виды деятельности — маркетинг и сбыт, управление финансами, производством, контроллинг. Вечерние курсы и курсы выходного дня позволяют руководителям и специалистам совмещать обучение с работой.
 
Наиболее востребованной формой профессиональной переподготовки руководителей в последнее время не только на Западе, но и в Беларуси является обучение в бизнес-школах на программах MBA. По окончании такой программы руководитель получает степень Магистра Делового Администрирования. Подобные программы позволяют руководителям улучшить свои знания в области управления предприятием, людьми, финансами, выработать необходимые для успеха в бизнесе навыки, завести полезные знакомства среди коллег по обучению, повысить свой профессионализм и уверенность в себе.
 
Все вышеперечисленные формы обучения подходят, когда необходимо обучить одного-двух человек в компании по определенной теме. Если же предприятие ставит перед собой долгосрочные цели развития, либо планирует крупные изменения (внедрение системы качества, комплексной информационной системы, реорганизация производства и бизнес-процессов, т. д.), то наиболее оптимальным способом будет комплексная программа корпоративного обучения.
 
Программа корпоративного обучения предполагает охват значительного числа сотрудников, учет специфики отрасли и сферы деятельности предприятия, освещение комплекса тем, участие коллектива преподавателей, консультантов и тренеров.
 
Хотим вас предостеречь от ошибки, совершаемой многими руководителями при организации корпоративного обучения. В стремлении сэкономить они зачастую решают, что «Иван Петрович из коммерческого отдела был у нас в прошлом году на семинаре по маркетингу, пусть расскажет остальным, как управлять дилерской сетью…». Такие внутренние презентации несомненно полезны в плане обмена опытом и знаниями внутри предприятия. Но вряд ли такое обучение сможет ликвидировать дефицит в маркетинговых знаниях на должном уровне. Обучение должен проводит специалист, хорошо владеющий темой и имеющий опыт активного обучения взрослых и зрелых людей. У эксперта или консультанта, как правило, уже наработан арсенал методик, реальных примеров и упражнений, позволяющих сделать обучение эффективным.
 
Для получения максимальной отдачи от инвестиций в корпоративное обучение необходимо четко понимать кого, чему и зачем вы собираетесь обучать. Для этого нелишним бывает разработать модель желаемых компетенций и провести оценку сотрудников на соответствие этой модели. В соответствии с выявленными дефицитами навыков и знаний разрабатывается программа обучения и принимается решение, каким темам обучать собственными силами, а где привлечь внешних тренеров.
 
Одним из важных элементов учебной программы, дополняющим знаниевые семинары и тренинги может стать программа «Обучения Действием». Эта форма обучения обладает важным преимуществом — она позволяет обучать руководителей без отрыва от производства! С ее помощью можно начать на предприятии процесс устойчивых изменений, реализовать важные проекты и внедрить полученные знании и навыки в повседневную практику работы. Максимального эффекта «Обучения Действием» позволяет добиться на тех предприятиях, где уровень подготовки сотрудников уже достаточно высок, компания динамично развивается, перед организацией встают новые задачи. Базовой ячейкой в «Обучении Действием» является группа людей, где каждый решает свою организационную задачу, реализовывает реальный проект. На регулярных групповых сессиях идет обсуждение конкретных шагов по решению индивидуальных задач каждого из участников. Сессии чередуются с периодами активной работы, в которых участники реализовывают запланированные действия. Особенно эффективным показало себя «Обучение действием» для группы руководителей, представляющих разные организаций. Обмен опытом в группе позволяет находить неожиданные решения трудных, порой неразрешимых задач.
 
Как говорит управляющий партнер компании «Ключевые решения» Александр Евгеньевич Кулижский: «Обучение является важнейшей задачей тех руководителей, которым небезразлична судьба и благополучие их предприятия. Обучение обеспечивает непрерывный рост и развитие персонала, а это в свою очередь, гарантирует своевременную реакцию на рыночные изменения…».
 
Все больше руководителей убеждаются на собственном опыте, что деньги, вложенные в обучение персонала, подготовку руководителей стократ окупаются в виде роста продаж, удовлетворенности клиентов, повышения эффективности производственных процессов, и, как следствие, финансовых результатов деятельности и рыночному успеху.

Мы используем cookies, чтобы вам было удобно. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой в отношении использования cookie-файлов на наших порталах и даёте согласие на их использование.

подробнее..