Развитие через инновации

Развитие через инновации

Автор: Андрей Гусаковский, управляющий партнер и основатель компании «Ключевые решения».

В 1984 году 75-летний П. Друкер написал книгу "Инновации и предпринимательство. Практика и принципы", где обосновал необходимость создания нового "предпринимательского общества". Нормой жизни этого общества становится инновационная деятельность менеджеров. Руководитель, овладевший искусством инноваций, становится, по Друкеру, "менеджером-предпринимателем", способным совершить "революцию в управлении". Последний термин Друкер использовал для обозначения нового явления в экономике знаний — это качественные, прорывные изменения в бизнесе, но осуществленные без издержек, свойственных обычным, историческим революциям.


О природе инноваций

Сегодня под инновациями понимают любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Некоторые авторы, работающие в области менеджмента, особое внимание заостряют на социальных инновациях. Считается, что успех японских компаний на международных рынках основывался именно на социальных инновациях, — на развитии таких институтов, как образование, гражданское право, трудовые отношения и соглашения, воспитание и корпоративные ценности.

Традиционно, инновации связывают с наличием технического изобретения, лицензии, патента, что подразумевает в основе инновации творческую инженерную мысль. С конца 80-х по меткому выражению одного консультанта инновация «была вырвана из ревнивых рук деятелей науки и техники и передана менеджерам как средство управления и развития». При этом предприниматель, менеджер использует инновацию как возможность другого бизнеса или другого сервиса. Инновационный процесс (новаторство) стал рассматриваться как дисциплина, которую можно и нужно практиковать в компаниях, и которой можно обучиться. Менеджеры и предприниматели теперь целенаправленно ищут источники инноваций и изменений, а также симптомы, указывающие на возможность успешных нововведений.

Инновации находятся, с одной стороны, в противоречии со всем консервативным, направленным на сохранение существующих систем, с другой стороны, — нацелены на повышение эффективности деятельности всей организации. Благодаря широкому распространению уникальной практики компании Toyota, взгляд на инновации стал проще, ведь это становится повседневной деятельностью руководителя и, одновременно, системнее. Новое понимание места и значения инноваций фокусирует усилия менеджеров на поиске и внедрении тех инноваций, которые улучшают бизнес-систему целиком, а не отдельные операции, или элементы процесса.

Инновация — разработка и внедрение ранее не существовавшего элемента, превращающего систему бизнеса в более продуктивное целое. М. Смирнов


Инновационные процессы в организации

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов. Инновационный процесс включает семь элементов, соединенных в единую структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся: зарождение идеи инновации, маркетинг инновации, оценка экономической эффективности инновации, освоение инновации, коммерческая реализация инновации, продвижение инновации.

Инновационные процессы в организации

Особую сложность в организациях представляет этап «зарождения идей». Для его успешной реализации П. Друкер, в качестве практического совета, рекомендовал обратить внимание на семь источников типичных инноваций. Первые четыре источника можно отнести к внутренним, они находятся в рамках предприятия, в пределах отрасли промышленности или сферы услуг. Такие источники зримы для людей, работающих на данном предприятии или в данной отрасли. К этим источникам относятся:

1. неожиданное событие (для предприятия или отрасли) — неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;
2. неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такой, какой она должна быть»);
3. нововведения, основанные на потребности процесса (т. е. на анализе недостатков и слабых мест, которые могут и должны быть устранены);
4. внезапные изменения в структуре отрасли или рынка
Следующие три источника нововведений являются внешними, так как они имеют свое происхождение вне данного предприятия или данной отрасли:
5. демографические изменения;
6. изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
7. новые знания (как научные, так и ненаучные).


 
Границы между этими семью источниками инновационных идей размыты, часто эти источники накладываются друг на друга. П. Друкер сравнивает их с семью окнами, каждое из которых расположено на разных сторонах одного и того же здания. Какие-то детали пейзажа просматриваются одинаково из всех окон, но вид, открывающийся по центру каждого из них, специфичен и индивидуален.


Инновации — вторая сторона медали

Кроме того, что инновации — это хорошо, необходимо и позитивно, необходимо понимать и помнить о другой стороне медали. Инновации — это вынужденная мера, необходимая для сохранения или достижения конкурентоспособности. Инновациям не все и не всегда рады. Для кого-то — они прорыв к лучшему, для кого-то — личная трагедия и утрата рынка. Эту проблему могут не замечать новые компании, полные радужных надежд, но в рамках замкнутой территории (когда компания — градообразующая) ее нельзя не замечать, поскольку чревато социальным взрывом. Пример: предприятие внедряет новую технологию, высвободившиеся сотрудников «уходят» на улицу. Поэтому большая часть (сотрудников, руководителей, чиновников) — во избежание для себя будущих проблем по-тихому саботирует любые новации. Этим мы, с одной стороны, проверяем серьезность намерений новаторов, с другой — спасаемся от «дурной» работы. Любопытно, что такое поведение прямиком направляет компанию к потере конкурентоспособности и рынка.

Инновации — это рискованно, трудно, неоднозначно. Для того, что бы на этом поприще добиться успеха — для человека необходимы особые качества и свойства, такие как зрелость личности, приверженность глубоким ценностям, способность к самостоятельности, предприимчивости, творчеству, стремление к высоким вне-личным целям, ко все более точному восприятию реальности. Для компании важны особые механизмы управления: межподразделенческие проектные группы, высокая автономия дивизионов, дублирование, параллелизм, внутренняя конкуренция, терпимость к неудачам и некоторые другие. Для менеджера — критичным является умение соблюдать баланс интересов всех групп, предусматривать неминуемое сопротивление консервативной части и компенсационные меры для тех групп, которые в ходе инновационного процесса становятся аутсайдерами. Согласитесь, все вышеперечисленные качества и механизмы чрезвычайно редки в современных компаниях и предприятиях!


От новаторов к Инновационному сообществу (Характеристики инновационного сообщества)

По оценке экспертов, 80% трудностей в продвижении инноваций связано с отсутствием взаимодействия между участниками инновационного процесса. Именно с этим фактом связан главный управленческий механизм разработки и внедрения инноваций в компании — формирование инновационного сообщества.

Поскольку инновации напрямую зависят от процессов получения, обмена и получения нового знания, инновационное сообщество является самым важным элементом инновационной системы в компании. Основу инновационного сообщества составляет неформальное объединение людей со схожим профессиональным опытом, стремящихся развивать способности членов сообщества, накапливать знания и обмениваться ими, помогать друг другу в приспособлении к новым реалиям рынка или стратегии предприятия. Необходимость создания и поддержания жизнеспособного инновационного сообщества ставит перед менеджером вызов: как сочетать иерархическое построение организации и неформальную структуру, где мало контроля и вмешательства, ограничения, как обеспечить сохранность коммерческой информации и беспредельный обмен знаниями между участниками сообщества?!

Инновационные сообщества могут объединять сотрудников одного подразделения или разных подразделений компании, и даже разных компаний, они могут подразделяться по географическому или тематическому принципу. Члены сообществ обмениваются знаниями в свободной форме, в результате чего вырабатываются новые подходы, порождаются новые идеи, удерживаются и развиваются таланты. Людей удерживает вместе только чувство причастности к коллективному опыту и знаниям, искреннее желание поддерживать отношения, взаимные обязательства сохраняются пока людям это интересно.

Инновационные сообщества, когда они объединяют не только отдельных людей, но целые коллективы, имеют одну важную характеристику — масштаб инновационных проектов. О нем упомянул в одном из интервью генеральный директор НПО «Унихимтек» Виктор Авдеев: «высокотехнологичный бизнес быстро не делается — под такие проекты нужно готовить рынки. И в одиночку это ни у кого не получится. Сейчас, когда такие проекты появляются, — в атомной и тепловой энергетике, в авиастроении, — необходимо партнерство уже на новом уровне, между малыми и средними инновационными компаниями и корпорациями. …инновационное сообщество должно уметь кооперироваться и предлагать крупным корпорациям комплексные решения и проекты на десятки миллионов долларов. Проекты осмысленные, хорошо структурированные, организованные. И тогда научно-образовательное инновационное сообщество будет услышано».

В заключение хотелось бы отметить один факт, который дает основания для позитивного взгляда на инновации и их применение в своей компании любому бизнесмену, менеджеру, предпринимателю: большинство успешных инноваций основаны не на уникальных изобретениях и неизвестных фактах, а на изменениях уже произошедших и, возможно, даже широко известных, как, например, изменение возрастной структуры населения, структуры индустрии, рынка и т. п. Надеюсь, это послужит необходимым пусковым механизмом инноваций и в Вашей компании!
 

При подготовке использованы материалы семинара М. Смирнова «Развитие через инновации»

Мы используем cookies, чтобы вам было удобно. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой в отношении использования cookie-файлов на наших порталах и даёте согласие на их использование.

подробнее..