Реализация стратегии и стратегический контроль

Реализация стратегии и стратегический контроль

Почему не сбываются стратегии?

В моем любимом определении стратегии, звучит, что это «система мер, рассчитанных на перспективу и позволяющая достичь долгосрочных целей организации». Большинство предпринимателей и руководителей фокусируют свои усилия на том, чтобы разработать стратегию как документ. Насколько он получается системным, это уже другой вопрос. Значительно меньше специальных профессиональных усилий тратится на то, чтобы стратегия была — реальными «мерами», чтобы она происходила, реализовывалась, преодолевая сопротивление внешней среды, инерции персонала, дефицита того или иного ресурса (чаще всего времени!).
 
Мой опыт свидетельствует, что даже «красивая и умная стратегия» имеет очень большую вероятность быть не реализованной из-за, так называемых, барьеров внедрения стратегии:
 

  • Барьер коммуникации — Только 5% персонала знает и понимает стратегию;
  • Барьер менеджмента — 85% руководителей тратят менее 1 часа в месяц на работу со стратегией;
  • Барьер ресурсный — 60% компаний не связывают бюджеты со стратегией;
  • Барьер мотивации — Менее 25% менеджеров связывают свою мотивацию с реализацией стратегией;


Система реализации стратегии   

Любой стратег, чьи решения были воплощены в жизнь, может с уверенностью сказать, что нет ничего полезнее для бизнеса, чем хорошая стратегия. В ней заложены «пружины» конкурентных преимуществ, решения о «больших деньгах», качественные эффекты развития. Но от чертежа до реальной машины — огромный путь. Чтобы что-то внедрить, нужен вспомогательный механизм. Для внедрения стратегии — нужна система стратегического управления.
 
Стратегия начинает работать при соблюдении нескольких «нехитрых» системных правил:
 
  • при наличии стратегического лидера и команды;
  • при создании специального органа стратегического управления; уполномоченного осуществлять корректировку стратегии в случае существенного изменения факторов внешней среды;
  • при формировании стратегического процесса, позволяющего ежегодно циклически обновлять содержание стратегического плана;
  • при создании стратегической системы контроля, удерживающей во взаимосвязи стратегические цели, конкретные показатели и задачи, требующие решения;
  • при формировании эффективной системы мотивации управленческой команды на достижение стратегии;
  • при формировании корпоративной культуры, ориентированной на ценности и правила стратегического поведения компании, достижение долгосрочных целей;
  • при сосредоточении значительных ресурсов организации (финансовых, человеческих, материальных) на реализации приоритетных стратегических решений.
 
При комплексе вышеперечисленных усилий и мер — все будет хорошо! Стратегия заработает! Но как одновременно инициировать и удержать все составные части реализации стратегии? По каждому направлению свой план мероприятий делать?


Стратегические программы — стержни реализации стратегии

Чтобы заработал комплекс реализации стратегии, нужно инициировать несколько стратегических программ по важнейшим направлениям развития организации и выполнения принятых стратегических решений. У каждой компании будет свой, уникальный и неповторимый набор стратегических программ. Каждая программа — это сложный план работ со сроками (несколько взаимосвязанных проектов), с выделенным бюджетом и командой, направленный на достижение того или иного стратегического решения. Например, кто-то начинает программу «Бережливое производство», которая может вместить в себя многомесячную работу компании по обучению собственного персонала этой современной технологии повышения эффективности деятельности, внедрению в существующих подразделениях отдельных приемов и инструментов (5S, канбан, выравнивание потока и пр.), созданию на уровне компании эффективных, ориентированных на клиента производств. Для другой компании будет важна программа «Выход на рынок РФ продуктом Х», для третьей — программа «Профессиональный персонал». Главное в том, что организуя «фронт» стратегических программ для своей компании, мы как раз и создаем тот сквозной механизм реализации стратегии, который и орган со стратегическим процессом потребует, и команду топ-менеджеров «привяжет» в их мотивации к конкретных результатам, и ресурсы «взвесит» и, в конечном итоге, корпоративную культуру сформирует.


Инструментарий запуска стратегических программ и осуществления контроля

Запуск стратегических программ — это, по сути, технология портфельного управления проектами, — сложная и тонкая. Бог в мелочах. Необходимо очень внимательно зафиксировать важнейшие шаги в организации стратегических программ и механизма стратегического контроля. Этому и посвящен семинар.

Мы используем cookies, чтобы вам было удобно. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой в отношении использования cookie-файлов на наших порталах и даёте согласие на их использование.

подробнее..